Каталог статей

Люди науки: летняя школа им. К. Дункера

Летняя школа им. К. Дункера — мероприятие, которое ежегодно объединяет многих когнитивных исследователей в едином порыве познания. Этот год не стал исключением: школу посетило около 75 человек, из них 30 стали участниками. Мы расспросили часть из них, чем им запомнилась школа этого года.
Немного статистики: по мнению участников, самым запоминающимся формальным событием школы стали дебаты о теории беглости, а неформальным — торжественное вручение мини-ковров и посвящение в когнитивные психологи. Подробнее о впечатлениях участников читайте далее.
Алёна Замелюк, организатор, студентка РАНХиГС, менеджер Cogito
С чем ты поехала на школу?
Я приехала на школу в роли организатора и участника с постером на тему «Пространственная организация порядковых последовательностей: анализ эффекта пространственно-числовой ассоциации для дней недели».
С большим интересом познакомилась с постерами коллег, что помогло расширить свои представления о том, как можно подходить к разной проблематике в исследованиях. Хочется отметить, что на Дункере у всех всегда очень красивые и читабельные постеры!
Кроме того, мне удалось познакомиться с другими коллегами исследователями и обсудить с ними свои идеи и наметить планы на будущие исследования.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Как это не могло бы показаться странным на школе по когнитивным наукам, меня особенно сильно привлекла лекция не по когнитивной психологии, а по теории сознания от Матвея Сысоева — «Как и из чего конструируются современные теории сознания?»
Также для меня был очень полезен воркшоп Яны Паникратовой про применение пакета ggplot2 для R в исследованиях для визуализации данных. Показался мне мощным инструментом, чтобы изобразить результаты без особых навыков программирования, это было не так страшно, как представлялось, каким он мог бы показаться.
Помимо научной программы, школа запомнилась мне атмосферой дружелюбия и стремления обмениваться идеями, общаться, задавать вопросы и участвовать в дискуссиях.
Самое запоминающееся событие на школе?
Особое впечатление оставило посвящение в когнитивные исследователи и торжественное вручение мини-ковра*. Это был не только веселый ритуал, но и важный момент, когда есть возможность осознать, что мы все часть одного большого комьюнити.
*Пояснение мема “Продажа ковров” — основан на случае, когда выпускник психфака устроился продавать ковры. Сейчас «продавцами ковров» называют юзабилити-специалистов.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Когнитивные исследования – это не просто наука, это скорее образ жизни и мыслей. Будьте открыты для новых идей, не бойтесь экспериментировать и делать ошибки. Учитесь новому и помогайте другим. И помните, что самое главное – это получать удовольствие от процесса познания, даже когда это бывает не так легко, как нам бы всем хотелось.
Коровкин Сергей Юрьевич, докладчик, доктор психологических наук, ЯрГУ
Самый запоминающийся доклад/постер?
Как всегда, было много сильных и интересных докладов. Для себя я выделил доклад Екатерины Васильевны Печенковой про поиски воображения в мозге. Замечательный пример того, как благодаря новым методам неожиданно оживает немного забытая тема.
Самое запоминающееся событие на школе?
Сложно выбрать какое-то одно неформальное событие, но мне очень нравятся ночные посиделки с гитарой.
Что бы Вы пожелали начинающим исследователям?
Всем начинающим исследователям я бы хотел пожелать смелости: в формулировке новых идей, в ниспровержении авторитетов и установлении новых знакомств.
Диана Князева, участница, студентка СПбГУ
С чем ты поехала на школу?
Я приехала на школу с распечатанным за много денег постером (ах, если бы москвичи рассказали про Реглет!..), усталостью от анализа данных и надеждой на осмысленное и в то же время весёлое времяпрепровождение.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Мне лучше всего запомнился постер про эгоцентрицеское/аллоцентрическое восприятие времени, поскольку я долго не могла взять в толк ожидаемые результаты (потом этот постер, кстати, победил в одной из номинаций).
Самое запоминающееся событие на школе?
Таких было довольно много: школа прошла очень насыщенно и ярко. Из академического я с теплом вспоминаю о том, как мы с однокурсницами сформулировали абсолютно такой же комментарий к докладу, который высказали наши «научные мамы» — Н.В. Морошкина и В.А. Гершкович. Было очень приятно чувствовать наше единство. Из неакадемического тоже было много ярких моментов: как мы ночью пошли на поле и с Еленой Сергеевной Горбуновой пели песню про коня, сидя в кругу на кортанах; как мы устроили постерную конференцию на сапах, я потеряла равновесие и утопила свое творение; как мы играли в «Контакт» с псевдословами и в «Шляпу» со словами из пакета *комплиментов*.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Нужно любить науку настолько, чтобы вас не огорчали незначимые результаты и неподтверждающиеся гипотезы. Желаю достичь успеха без ущерба для добросовестности. :)
Белорусова Аня, участница, студентка ЯрГУ
С чем ты поехала на школу?
С постером, надеждами и глямурными тапочками.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Испытываю нежную любовь к постеру коллег из НИУ ВШЭ. Передаю привет Тае Логиновой и Маше Бодровой! Это был не просто постер, это был перфоманс!
Самое запоминающееся событие на школе?
Исполнение песен у костра под гитару. Звучит просто, но это воспоминание всё ещё греет.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Я тоже своего рода начинающий когнитивный исследователь, поэтому эти слова могу адресовать себе в том числе. Невозможно объять необъятное, но это не повод впадать в самокопание, концентрируйтесь на возможности найти в этой мозаике свою уникальную ячейку.
Логинова Таисия, участница, студентка НИУ ВШЭ
С чем ты поехала на школу?
С исследованием на постере и энтузиазмом.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Дебаты о теории беглости!
Самое запоминающееся событие на школе?
Вечер, когда нас посвящали в ученых и раздавали мини-версии ковров, и, конечно же, все прогулки и разговоры.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Я сама начинающий когнитивный исследователь, но.. кажется, что наука — это очень во многом про людей. И в нашей области они очень хорошие.
Албакова София, участница, студентка РАНХиГС
С чем ты поехала на школу?
С собой у меня были только предвкушение лучшей недели в году и постер на тему «факторы отказа от решения задач», такой багаж!
Самый запоминающийся доклад/постер?
Меня крайне впечатлило исследование о том, как обезьяны воспринимают 3D объекты!
Самое запоминающееся событие на школе?
Из официального — дебаты о теории беглости, а из неофициального — торжественное вручение символических ковров.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Стоя на плечах гигантов, не забывайте периодически проверять надёжность этих самых гигантов. Ну и важно получать удовольствие от того, что вы делаете, а в когнитивной науке обязательно найдутся те объекты и предметы, которые будут вам интересны!
Никита Батуев, участник, студент СПбГУ
С чем ты поехал на школу?
На летнюю школу я приехал с задумкой будущего исследования, а точнее его пилотной части, которую постараюсь вкратце описать. Многие так или иначе слышали и даже сталкивались с феноменом под названием инсайт – внутри внезапное осознание решения. В рамках исследований инсайта разработано немало задач, одной из которых является CRAT (compound remote associate task). Для того чтобы решить эту задачу, необходимо к предъявляемой триаде слов, на первый взгляд ничем не связанных, подобрать общее для них слово, например, для триады: молоко/клетка/ребенок, словом-решением будет – грудной. Несложно догадаться, что в исследовании предполагается использовать именно описанный тип задач. При этом возникновение инсайта, а именно его аффективного компонента (Ага!-переживание), будет рассматриваться в рамках теории беглости обработки информации — содержательно не специфичная легкость и/или скорость обработки информации в когнитивной системе (может быть, авторы канала даже напишут про нее пост). Сама же идея пилотного исследования заключается в выделении косвенных показателей (одних из возможных) ожидаемой и реальной беглости обработки, посредством использования лингвистических параметров. И ожидается, что при подтверждении гипотезы (привет Т. А. Березнеру): при низкой ожидаемой и высокой реальной беглости – Ага!-переживание будет возникать чаще и интенсивней, можно попробовать использовать выделенные метрики для исследований ложного инсайта (основной эксперимент).
Самый запоминающийся доклад/постер?
Как по мне, самым запоминающимся докладом на летней школе был: «Академическое письмо в норме и на стероидах: Почему меня никогда не напечатают в Nature» от С. Ю. Коровкина. Во-первых, потому что для меня на данном этапе он был очень актуален и безмерно полезен. Во-вторых, что немало важно, сам доклад был преподнесен просто и с юмором. Ну и в-третьих, была отправлена презентация с доклада (не то, чтобы это критический критерий, но с тремя пунктами лучше звучит).
Самое запоминающееся событие на школе?
Как ни странно, это именно неофициальная часть школы, которая проходит вечерами. Одними из самых ярких моментов я бы назвал: посвящение в когнитивных исследователей от В. Ф. Спиридонова; прогулки по полю и пение песен; и, наверное, подготовка презентации к устному докладу непосредственно в ночь перед выступлением.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Сложно что-то сказать, так как я сам только начинающий когнитивный исследователь, так что я это говорю в том числе и себе. Одно из основных мне кажется – это идти во всем последовательно, как в обучении, так и в своих исследованиях. Ну и самое главное делать все заранее (хотя бы стараться).
Бодрова Мария, участница, студентка НИУ ВШЭ
С чем ты поехала на школу?
Я поехала на школу с нашим общим с коллегой исследованием про Тест Струпа, но не простой, а золотой! А точнее, не-беглый, то есть написанный не-беглым шрифтом. Важно заметить, что это был план исследования и потому для нас с коллегой было очень ценно услышать обратную связь от других участников школы на постерной сессии, чтобы понять, как исследование можно было бы доработать. Такие школы очень ценны тем, что здесь собираются лучшие когнитивные умы, с которыми можно побеседовать про свои и чужие исследования, покритиковать их и решить, как их можно было бы улучшить. И я очень рада, что мне выпала такая возможность!).
Самый запоминающийся доклад/постер?
Самый запоминающийся доклад — доклад Сергея Юрьевича Коровкина. Все услышанное и увиденное на нем точно пригодится молодым и уже опытным учёным-исследователям при написании статей. Об этом не так много говорят, но навык написания текста статьи действительно очень сложен и для того, чтобы написать статью, которую примут в печать, требуется не только терпение и труд, но и знание многих деталей и нюансов, о которых как раз и было упомянуто. Кроме того, очень полезной была часть доклада про современные интернет-сервисы, которые могут помочь в написании академического текста.
Также нельзя не упомянуть дебаты на тему беглости, где оба докладчика показали себя очень достойно. Следить за их противостоянием было действительно захватывающе — это можно было наблюдать по бурной реакции зала и громким аплодисментам под конец дебатов.
Самое запоминающееся событие на школе?
Их два. Первое – посвящение в когнитивные ученые. Второе — последняя ночь на школе, где сначала мы дружно воздавали дань традиции, связанной с символом школы – Дункеровским зайцем, а затем гуляли до рассвета, обсуждая в более неформальной, дружеской обстановке с коллегами будущие научные планы. Хотя, честно признаться, выбрать какое-то одно событие или день на школе как самое запоминающееся очень трудно — вся школа останется в памяти очень теплым воспоминанием. :)
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Дорогие исследователи! Во-первых, хочу сказать, чтобы вы ничего не боялись: ставьте смелые гипотезы, делайте интересные и необычные эксперименты, ищите противоречия в существующих теориях и ищите их разрешения, внося свой вклад в науку!
А во-вторых, хочу сказать про ещё один секретный ингредиент, который мне кажется очень важным, чтобы делать крутые исследования и быстро не перегореть: научная область, в которой вы делаете исследования, действительно искренне должна вас интересовать. Так, чтобы глаза горели, чтобы целыми днями было интересно копаться в научных трудах в поисках ответов на вопросы и чтобы даже спустя время энтузиазм и воодушевление не покидали. Если будет так, у вас точно все получится! :)
Саша Гулькин, участник, студент СПбГУ
С чем ты поехал на школу?
На школу приехал с постерным докладом, посвященным роли метакогнитивных переживаний в появлении ошибок, которые люди совершают в процессе припоминания источника информации. Почему мы иногда путаем, откуда к нам пришла информация, кому принадлежит та или иная идея, было ли что-то в реальности или во сне – это все крайне интересные вопросы, и один из подходов к объяснению природы подобных ошибок представлен в теории мониторинга источника. Хотя мы, конечно, изучаем далеко не все виды этих ошибок, а только небольшую их часть. На постере представил дизайн и результаты пилотного исследования, получил ценную обратную связь и теперь готов собирать экспериментальные данные, которые станут частью магистерской диссертации.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Самый запоминающийся постерный доклад — работа Влада Зубова, и не только потому, что это было редкое для школы лингвистическое исследование, и не только потому, что эта работа была выбрана для устного доклада перед аудиторией. Одно из главных выгодных отличий любого устного выступления, безусловно, в свободном владении материалом, умении грамотно ответить на вопросы и всячески отстоять авторскую позицию. По-моему, Влад справился с этим блестяще!
Самое запоминающееся событие на школе?
Трудно выбрать одно самое запоминающееся событие, все-таки школа состоит из многих разных очень важных мелочей, которые вроде бы главным событием не назовешь, но про которые и забывать не хочется. Для меня самым важным, наверное, остается именно постерная сессия, так как там в сжатом формате совмещаются все прелести школы: возможность познакомиться с работами коллег из других вузов и лабораторий, пообщаться с преподавателями и старшими коллегами, получить обратную связь о своем исследовании, потренироваться в выступлении перед аудиторией и т. д.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Думаю, что разным начинающим исследователям нужны какие-то разные советы, но вот, что я бы сказал себе четыре года назад. Важно найти в этой огромной когнитивной науке свое место, в самых разных смыслах. Это и тема, которая интересна, и люди, которые вдохновляют, и научный руководитель, который подходит именно вам. Без всего этого никакого хорошего исследования не получится. А еще — не расстраивайтесь, когда не подтверждаются гипотезы. У меня так уже третий год подряд. Это не про неудачу, это про какие-то новые пути, новые идеи, в общем — про азарт! Наука вообще очень азартная штука, как по мне – это в самом хорошем смысле. Вот такие две банальные, но вроде важные вещи).
Зубов Влад, участник, студент СПбГУ
С чем ты поехал на школу?
Поскольку у меня есть друзья, занимающиеся когнитивной психологией, я уже давно знаю о Дункере и регулярно получал их советы поучаствовать в летней школе. Я занимаюсь лингвистикой, восприятием устной речи, поэтому мои исследования связаны с когнитивной наукой. В этом году я разработал дизайн эксперимента и решил представить его на летней школе, чтобы получить обратную связь от коллег по методике. Мою заявку с планом исследования одобрили, но так получилось, что к моменту проведения летней школы у меня уже были собраны эмпирические данные, которые я и представил коллегам. Очень рад, что мне удалось сделать доклад понятным для специалистов из другой области (хотя это не всегда бывает даже внутри одной дисциплины), что были полезные комментарии и вопросы.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Мне запомнился постер про восприятие эмоций в речи. Он представлял план исследования того, влияет ли знакомство с эмоциональными особенности речи говорящего на точность распознавания эмоций и их интенсивности. Желаю удачи коллегам в проведении их исследования!
Самое запоминающееся событие на школе?
Мне запомнились диалоги участников между событиями, когда вроде бы официальная часть приостанавливалась, а научные дискуссии продолжались. Здорово!
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Вопрошайте и проверяйте.
Аня Соловьева, участница, аспирант ИВНД
С чем ты поехала на школу?
В Школу Дункер я ездила уже в 3-тий раз и каждый раз с разным. В первый год я поехала, можно сказать, по приколу – научный руководитель сказала: «Давай тезисы подадим, там пирожками бесплатно кормят». И я подала. С полной уверенностью, что меня не возьмут: зачем психологам физиолог-сомнолог? Но меня взяли. Во второй год, уже проникнувшись атмосферой Дункера, я подавала тезисы осознано и везла я туда свой магистерский диплом – «жиренький» и научненький. А вот в третий год – в 2024 – я оказалась в затруднительном положении. Желание поехать в Дункер было сильнее даже чем в прошлом году, а много данных и результатов накопиться еще не успело. Поэтому я отправила в тезисах апробированный новый метод анализа ЭЭГ-сна, который в настоящее время еще не используется широко. Скрестила пальцы – и меня снова взяли!
Самый запоминающийся доклад/постер?
К сожалению, запомнить как следует постеры и доклады у меня не вышло. Потому что я далека от многих психологических теорий, да и к тому же сама стояла у своего постера. Но мне особенно запомнились постер девушки, проводившей эксперимент с макаками резус (жалею, что не смогла завалить ее вопросами), и доклад другой девушки, создавшей математическую модель для проверки существующей теории (потому что поняла, зачем вообще мат-модели создаются).
Самое запоминающееся событие на школе?
Для меня самыми запоминающимися событиями были те, что шли под термином «обсуждение докладов». То есть «внеурочный тусич». Не хочу сказать, что мне были неинтересны лекции и познавательные мероприятия. Но для меня Дункер – это именно атмосфера и общение с коллегами. Все участники на время школы становятся такими родными! Буквально каждому можно искренне рассказать, что думаешь или чувствуешь, и найти поддержку, понимание и сочувствие. Коллективные игры – отдельный вид прекрасного! «Вервольв», «Шляпа», «Пакет странных фактов», «Контакт», «Мафия», «Что?Где?Когда?» и спортивные игры – я начинаю скучать по ним, только покинув обратный автобус. А «Королевская ночь» — волшебный момент, когда можно насовсем забыть, сколько тебе лет, и мило пошутить с друзьями над преподавателями, зная, что никто не осудит за это.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Мое главное пожелание – не бояться и делать! Делать и не бояться! Неудач, ошибок будет больше, чем результатов – это факт. И вообще, когда все получается все слишком легко – это повод задуматься и проверить все еще разок. Зато в результате можно честно гордиться проделанной работой! А также не бойтесь показаться глупыми и задавать вопросы – лучше спросить, чем потом переделывать.
И еще – не забывайте делать не только правильно, но и красиво! Подача наше все: люди сначала смотрят на понятные графики, а потом уже вчитываются в текст.
Семен Менинг, участник, студент НИУ ВШЭ
С чем ты поехал на школу?
Я приехал с постером. У нас нейроисследование рабочей памяти. Мы пишем большой и фундаментальный проект, о котором я рассказывал.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Доклад Тимофея Березнера про применение когнитивки. Очень запомнились перлы про нейропарфюм и ЭЭГ наушники с тремя каналами. Много чего интересного было на самом деле.
Самое запоминающееся событие на школе?
Ночное посещение заброшенной усадьбы по ту сторону реки оставило неизгладимый след в моей душе.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Рекомендую спать по ночам, выбирать научные интересы сердцем, а научников умом.
Анна Агаджанян, участник, студентка РАНХиГС, автор Cogito
С чем ты поехала на школу?
Я поехала на школу с постером своего исследования, посвященного роли ага!-переживания и дополнительных когнитивных усилий в процессе припоминания решения задач. Представила результаты и получила полезную обратную связь!
Самый запоминающийся доклад/постер?
Для меня самым запоминающимся был доклад Сергея Юрьевича Коровкина про академическое письмо: о навыках и нюансах написания научных статей не так много говорят, хотя, думаю, это очень важно для любого исследователя – не только для того, кто только начинает публиковаться на русском языке, но и для того, кто уже стремится попасть в хорошие англоязычные журналы. А Сергея Юрьевича всегда очень интересно и весело слушать!
Также мне запомнился доклад Надежды Владимировны Морошкиной про мнемический эффект инсайта, потому что он точно попал в область моих научных интересов!
Самое запоминающееся событие на школе?
Думаю, это посвящение в когнитивных ученых от Владимирова Феликсовича Спиридонова и вручение ковров у костра. Хотя, на самом деле, трудно выделить что-то одно, потому что абсолютно каждый день на школе был насыщен многими запоминающимися событиями: любые ночные посиделки, игры, разговоры о науке даже тогда, когда, казалось бы, их быть не должно – все это сильно греет душу!
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Не бойтесь ошибаться и экспериментировать, ведь именно в этом процессе рождаются самые ценные идеи. Будьте любопытны и смелы в своих исследованиях! Делитесь своими мыслями и открытиями с другими, слушайте их и учитесь у них. Самое главное – верьте в себя и свои идеи, даже самые маленькие находки могут привести к большим переменам!
Катя Лукашкина, участница, студентка РАНХиГС, специалист по коммуникациям Cogito
С чем ты поехала на школу?
С желанием проверить на прочность теоретическое обоснование своего исследования. Увы, теория беглости обработки информации на Дункере 2024 проверку применимости не прошла. Дальше нам бежать не по пути.
Самый запоминающийся доклад/постер?
Будет преступлением выделить что-то одно. Но по канону преступник возвращается на место преступления - надеюсь в следующем году так и будет. Было сверх-интересно и полезно послушать про основания конструирования современных теорий сознания.
Самое запоминающееся событие на школе?
Постдокладные обсуждения и предрассветные созерцания.
Пару слов начинающим когнитивным исследователям?
Стремитесь к состоянию тотального непонимания с последующим его устранением.
Made on
Tilda