Одна из самых загадочных научных проблем - это природа сознания. Мнения о том, является ли сознание продуктом химических процессов в мозге или нематериальной субстанцией, не зависящей от тела, разводят по разным сторонам психологов, философов и обычных людей.
Одна из основных загадок - трудная проблема сознания: как материальный мозг может создавать нематериальное сознание и субъективный опыт?
В книге «Наука сознания» профессор Майкл Грациано предлагает нестандартную теорию, которая решает эту сложную проблему
1 Мозг познает окружающий мир с помощью построения моделей
Взаимодействуя с другими людьми, мы формируем представление об их мыслях и чувствах («модель их психики»), хотя не всегда оно точно. Мы создаем модели не только для живых существ, но и для предметов. Например, мы можем злиться на компьютер, а дети - разговаривать с игрушками.
Грациано сравнивает сознание с ведром, емкостью, внутри которой находится множество предметов.
Свою теорию Грациозно называет теорией схемы внимания. Название связано с тем, как мозг постигает мир и самого себя. Грациано указывает, что мозг постоянно создает модели и все наше знание основано на них. Сами модели — это упрощенные, карикатурные отражения реальности.
Мы строим внутренние модели не только того, что происходит во внешнем мире, но и того, что происходит внутри нас. У нас есть модель своего тела, своей сенсорной системы, и есть модель внимания, говорящая нам, куда направлено наше внимание и куда оно переключается. Именно эта модель, которую автор называет схемой внимания, и есть то, что мы воспринимаем как свое сознание.
Для того, чтобы ответить на вопрос, почему возникла эта модель, нужно понять, как и для чего родилось внимание. Идея в том, что в основе внимания лежит конкуренция между нейронами: «Постоянное соревнование между нейронами, усиление одних за счет подавления других и есть сущность внимания». Человеческое внимание сложнее, но работает по тому же принципу. Такое его устройство способствует адекватной реакции на среду.
Сознание родилось из необходимости управлять и наблюдать за вниманием.
2 Почему автор связывает сознание с вниманием?
Чтобы внимание работало, им нужно управлять, следить за его состоянием. В мозге есть системы, которые создают для этого схему внимания. Сознание и возникло из схемы внимания, из необходимости следить за тем, куда оно направлено. Как и беспилотному автомобилю, организму нужна не только система управления, но и система наблюдения за поступающей информацией как о внешней среде, так и о внутренних реакциях для прогнозирования на ее основе будущих событий.
С подробным эволюционным описанием, примерами и рассуждением можно ознакомиться в книге, мы отметим главное:
Битва между нейронами и механизм отсеивания — основа внимания и постижения мира. Тектум связан с явным вниманием, а кора — со скрытым. На основе явного внимания мозг строит модели, используя информацию от органов чувств. Кора задействована в анализе скрытого внимания — внутреннего прожектора, который направляется на чувства и мысли, в том числе абстрактные.
Автор не согласен с идеей о том, что сознание — это порождение сложности. Такая парадигма, по его мнению, ведет к вечным дискуссиям о том, каких существ можно считать сложными и сознательными. Можно дойти до панпсихизма, приравнивая сознание к информации и сложности. Абсурдный пример подобных рассуждений: на камень воздействует сложная информация из окружающей среды, следовательно, он сознателен.
Грациано таким образом критикует одну из основных теорий сознания — теорию глобального рабочего пространства за то, что она приравнивает сознание к информации. Он указывает, что информация не равна переживанию субъективного опыта. Чтобы понять сознание, к информации нужно добавить схему внимания. Нужно рассматривать, как мозг моделирует суть. Например, при забивании гвоздя он концентрируется именно на гвозде, а не на движениях тела. Как этот текст дает краткий пересказ ключевых идей книги, так и наш мозг делает краткое изложение того, что происходит во внешнем мире и внутри самого человека. Мы ощущаем, как наше внимание перескакивает с восприятия яблока на столе на воспоминания о вчерашнем дне, а затем на тревоги о будущем. Этот пересказ, лишенный множества подробностей, находится в постоянном движении, он все время дополняется новой информацией о том, куда переключается внимание. Именно эта упрощенная модель, этот «краткий пересказ» и воспринимается как ощущение собственного «я», как то, что мы называем своим сознанием. Наш субъективный опыт — упрощение, продукт работы механизмов коры, хотя это упрощение мы принимаем за истину.
3 Сознание связано с социальной жизнью, и оно есть не только у человека
Сознание автор определяет как упрощенную модель внимания, которая появилась в ходе эволюции довольно давно. У нее есть две главные цели.
Мы воссоздаем содержание чужой психики с помощью того, что нейроученые называют Theory of Mind — моделью психического (состояния). Она полностью развивается к 5 годам у людей, она есть у воронов и приматов. Это то, что дает нам представление о том, о чем могут думать окружающие. Автор указывает, что без представления о направлении скрытого внимания другого человека мы не можем получить модель психического. Это вновь подтверждает, что, то, что мы называем сознанием, — упрощенная модель внимания.
Грациано считает, что животные тоже строят модели как своего, так и чужого внимания. Они не такие сложные, но, по убеждению автора, есть.
4 Сознание связано с активностью в определенных зонах мозга
За все время исследований мозга ученым так и не удалось обнаружить место в нем, где зарождается сознание. Грациано предполагает, что то, что пока не удалось найти «место расположения» сознания в мозге, не означает, что такой области мозга, критически важной для сознания, не существует вообще.
Автор предполагает, что система в мозге, которая обрабатывает информацию о сознании, находится в височно-теменном узле. На самом деле этих узла два в каждом полушарии, причем в правом эта область больше, чем в левом. Иногда эту область называют нижней теменной долей. Сознательная активность возникает, когда эта зона вступает в союзы с другими областями коры мозга, но, похоже, для сознательного опыта критически важна именно она, а ее повреждение приводит к тяжелейшим последствиям для самосознания человека.
Теория схемы внимания дополняет и развивает существующие концепции сознания
Так называемую трудную проблему сознания сформулировал философ Дэвид Чалмерс. Она говорит о том, что трудно (или даже невозможно) объективно измерить субъективный опыт. С точки зрения Грациано, трудной проблемы вообще не существует, если рассматривать сознание как схему внимания. То, что мы называем сознанием, — упрощенное представление о работе и переключении нашего внимания. Так как с точки зрения выживания выгоднее ощущать себя цельным существом, эта схема кажется нам нематериальной сущностью, чем-то незыблемым и постоянным.
Теория схемы внимания во многом схожа с популярным взглядом на сознание как на иллюзию. Иллюзия здесь не означает, что сознания нет вообще. Сознание просто подобно зрительной иллюзии — искаженному зрительному восприятию объектов.
Теория схемы внимания имеет сходство и с теорией о возникновении фантомных конечностей. Наш мозг строит модели тела и модели конечностей, и в нем есть специальные области для отражения частей тела. Если человек лишается конечности, при определенных условиях модель этой конечности в мозге может продолжать существовать, а человек будет ощущать ее как существующую — она может болеть и зудеть. Наш мозг создает модели тела и аналогичным образом он строит модель внимания.
О сходствах с другими теориями можете узнать, прочитав книгу!
Кроме того, последние главы книги посвящены размышлениям автора о том, что теоретически возможно создать машину, обладающую сознанием, а также, если теория схемы внимания окажется верна, то мы сможем создать цифровую копию личности и перенести ее на искусственные носители.
Одна из основных загадок - трудная проблема сознания: как материальный мозг может создавать нематериальное сознание и субъективный опыт?
В книге «Наука сознания» профессор Майкл Грациано предлагает нестандартную теорию, которая решает эту сложную проблему
1 Мозг познает окружающий мир с помощью построения моделей
Взаимодействуя с другими людьми, мы формируем представление об их мыслях и чувствах («модель их психики»), хотя не всегда оно точно. Мы создаем модели не только для живых существ, но и для предметов. Например, мы можем злиться на компьютер, а дети - разговаривать с игрушками.
Грациано сравнивает сознание с ведром, емкостью, внутри которой находится множество предметов.
Свою теорию Грациозно называет теорией схемы внимания. Название связано с тем, как мозг постигает мир и самого себя. Грациано указывает, что мозг постоянно создает модели и все наше знание основано на них. Сами модели — это упрощенные, карикатурные отражения реальности.
Мы строим внутренние модели не только того, что происходит во внешнем мире, но и того, что происходит внутри нас. У нас есть модель своего тела, своей сенсорной системы, и есть модель внимания, говорящая нам, куда направлено наше внимание и куда оно переключается. Именно эта модель, которую автор называет схемой внимания, и есть то, что мы воспринимаем как свое сознание.
Для того, чтобы ответить на вопрос, почему возникла эта модель, нужно понять, как и для чего родилось внимание. Идея в том, что в основе внимания лежит конкуренция между нейронами: «Постоянное соревнование между нейронами, усиление одних за счет подавления других и есть сущность внимания». Человеческое внимание сложнее, но работает по тому же принципу. Такое его устройство способствует адекватной реакции на среду.
Сознание родилось из необходимости управлять и наблюдать за вниманием.
2 Почему автор связывает сознание с вниманием?
Чтобы внимание работало, им нужно управлять, следить за его состоянием. В мозге есть системы, которые создают для этого схему внимания. Сознание и возникло из схемы внимания, из необходимости следить за тем, куда оно направлено. Как и беспилотному автомобилю, организму нужна не только система управления, но и система наблюдения за поступающей информацией как о внешней среде, так и о внутренних реакциях для прогнозирования на ее основе будущих событий.
С подробным эволюционным описанием, примерами и рассуждением можно ознакомиться в книге, мы отметим главное:
Битва между нейронами и механизм отсеивания — основа внимания и постижения мира. Тектум связан с явным вниманием, а кора — со скрытым. На основе явного внимания мозг строит модели, используя информацию от органов чувств. Кора задействована в анализе скрытого внимания — внутреннего прожектора, который направляется на чувства и мысли, в том числе абстрактные.
Автор не согласен с идеей о том, что сознание — это порождение сложности. Такая парадигма, по его мнению, ведет к вечным дискуссиям о том, каких существ можно считать сложными и сознательными. Можно дойти до панпсихизма, приравнивая сознание к информации и сложности. Абсурдный пример подобных рассуждений: на камень воздействует сложная информация из окружающей среды, следовательно, он сознателен.
Грациано таким образом критикует одну из основных теорий сознания — теорию глобального рабочего пространства за то, что она приравнивает сознание к информации. Он указывает, что информация не равна переживанию субъективного опыта. Чтобы понять сознание, к информации нужно добавить схему внимания. Нужно рассматривать, как мозг моделирует суть. Например, при забивании гвоздя он концентрируется именно на гвозде, а не на движениях тела. Как этот текст дает краткий пересказ ключевых идей книги, так и наш мозг делает краткое изложение того, что происходит во внешнем мире и внутри самого человека. Мы ощущаем, как наше внимание перескакивает с восприятия яблока на столе на воспоминания о вчерашнем дне, а затем на тревоги о будущем. Этот пересказ, лишенный множества подробностей, находится в постоянном движении, он все время дополняется новой информацией о том, куда переключается внимание. Именно эта упрощенная модель, этот «краткий пересказ» и воспринимается как ощущение собственного «я», как то, что мы называем своим сознанием. Наш субъективный опыт — упрощение, продукт работы механизмов коры, хотя это упрощение мы принимаем за истину.
3 Сознание связано с социальной жизнью, и оно есть не только у человека
Сознание автор определяет как упрощенную модель внимания, которая появилась в ходе эволюции довольно давно. У нее есть две главные цели.
- Первая цель — моделирование, наблюдение, прогнозирование и управление собственным поведением.
- Вторая цель — облегчение социального взаимодействия с помощью моделирования внимания других и прогнозирования их поведения.
Мы воссоздаем содержание чужой психики с помощью того, что нейроученые называют Theory of Mind — моделью психического (состояния). Она полностью развивается к 5 годам у людей, она есть у воронов и приматов. Это то, что дает нам представление о том, о чем могут думать окружающие. Автор указывает, что без представления о направлении скрытого внимания другого человека мы не можем получить модель психического. Это вновь подтверждает, что, то, что мы называем сознанием, — упрощенная модель внимания.
Грациано считает, что животные тоже строят модели как своего, так и чужого внимания. Они не такие сложные, но, по убеждению автора, есть.
4 Сознание связано с активностью в определенных зонах мозга
За все время исследований мозга ученым так и не удалось обнаружить место в нем, где зарождается сознание. Грациано предполагает, что то, что пока не удалось найти «место расположения» сознания в мозге, не означает, что такой области мозга, критически важной для сознания, не существует вообще.
Автор предполагает, что система в мозге, которая обрабатывает информацию о сознании, находится в височно-теменном узле. На самом деле этих узла два в каждом полушарии, причем в правом эта область больше, чем в левом. Иногда эту область называют нижней теменной долей. Сознательная активность возникает, когда эта зона вступает в союзы с другими областями коры мозга, но, похоже, для сознательного опыта критически важна именно она, а ее повреждение приводит к тяжелейшим последствиям для самосознания человека.
Теория схемы внимания дополняет и развивает существующие концепции сознания
Так называемую трудную проблему сознания сформулировал философ Дэвид Чалмерс. Она говорит о том, что трудно (или даже невозможно) объективно измерить субъективный опыт. С точки зрения Грациано, трудной проблемы вообще не существует, если рассматривать сознание как схему внимания. То, что мы называем сознанием, — упрощенное представление о работе и переключении нашего внимания. Так как с точки зрения выживания выгоднее ощущать себя цельным существом, эта схема кажется нам нематериальной сущностью, чем-то незыблемым и постоянным.
Теория схемы внимания во многом схожа с популярным взглядом на сознание как на иллюзию. Иллюзия здесь не означает, что сознания нет вообще. Сознание просто подобно зрительной иллюзии — искаженному зрительному восприятию объектов.
Теория схемы внимания имеет сходство и с теорией о возникновении фантомных конечностей. Наш мозг строит модели тела и модели конечностей, и в нем есть специальные области для отражения частей тела. Если человек лишается конечности, при определенных условиях модель этой конечности в мозге может продолжать существовать, а человек будет ощущать ее как существующую — она может болеть и зудеть. Наш мозг создает модели тела и аналогичным образом он строит модель внимания.
О сходствах с другими теориями можете узнать, прочитав книгу!
Кроме того, последние главы книги посвящены размышлениям автора о том, что теоретически возможно создать машину, обладающую сознанием, а также, если теория схемы внимания окажется верна, то мы сможем создать цифровую копию личности и перенести ее на искусственные носители.