Каталог статей

Кривая забывания: а голову ты дома не забыл?

Учебный год начался, а это значит, что появится огромное количество информации, в которой будет необходимо разобраться. Вам же часто бывает трудно запомнить что-то из того, что вы узнали за короткий промежуток времени? Например, информацию для экзамена, подготовку к которому начали за пару дней до сдачи?

Давайте посмотрим правде в глаза: если бы вы помнили все, что узнали и чему вас учили, вы были бы на уровне гения, которому позавидовал бы сам Эйнштейн! Но не волнуйтесь: забывчивость свойственна человеческой природе – все это можно объяснить кривой забывания Эббингауза. Понимание того, как работает эта кривая, может помочь стать более эффективным в процессе обучения.

Кривая забывания Эббингауза показывает, как быстро человек забывает информацию с течением времени. Для того, чтобы построить эту кривую, Эббингауз проводил эксперименты на самом себе: для этого он заучивал список из бессмысленных трехбуквенных слогов - слов с гласной посередине и согласными по краям: DAX, QEH, LUH и ZIF и т.п. Бессмысленные слоги были выбраны для того, чтобы на память не влияло значение конкретных слов.
Сначала Эббингауз просто просматривал каждый слог по одному. Затем задача состояла в том, чтобы, начиная с первого слога в списке, произнести его и посмотреть на изображение в барабане памяти, после чего вспомнить второй слог и проверить, был ли он прав, затем – третий, четвертый и т.д. Ученый повторял описанную процедуру несколько раз. Он просматривал список и пытался запомнить каждый слог по очереди до тех пор, пока не смог повторить весь список без ошибок. В конце этого цикла он отмечал, сколько испытаний ему потребовалось для запоминания всего списка.

Изучив список, Эббингауз выжидал некоторое время (от 20 минут до 31 дня), а затем повторял вышеописанную процедуру для каждого списка, отмечая, сколько испытаний ему потребовалось, чтобы запомнить все слоги без каких-либо ошибок.

Для анализа своих результатов Эббингауз использовал формулу вычисления запоминания, определяя запомнившуюся информацию в процентах путем вычитания количества испытаний, необходимых для безошибочного запоминания списка после паузы, из количества испытаний, которые потребовались для этого в первый раз. Затем он рассчитал процент сохранения информации для каждого интервала времени, используя следующую формулу:

Запоминание = {[(Первоначальное повторение) – (Последующее повторение) / (Первоначальное повторение)]} x 100%

Кривая забывания Эббингауза показывает, что запоминание является функцией от времени. Процент запоминания стремительно падает в течение первых двух дней после первоначального заучивания, а затем выравнивается.
В процессе опытов Эббингауз выяснил, что на кривую запоминания можно влиять при помощи повторений. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале. После каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Поэтому эффективна техника запоминания, которая заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.
Made on
Tilda